ТРИЗ-сказка "Крошка Енот"

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Сегодня я предлагаю поиграть в сказку "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду". Сын очень любит эту сказку, потому я написала это занятие с элементами ТРИЗ для малышей. Занятие подойдет для детей от 4-х лет. 

Как и любое занятие по триз-сказкам я предлагаю начать с угадывания сказки, в которую мы будем играть. Поиграем в игру "да-нет".

Игра «Назови предмет по свойствам»
Для детей 4-4,5 лет мы делаем опор на картинки. Вы раскладываете перед ним картинки и описываете каждого героя сказки. Например, у него длинный полосатый хвост (енот). Ребенок может угадывать отдельно героев сказки, потом догадаться, о какой сказке речь. Вы можете помогать: в этой сказке енот собирался наловить раков на обед. В этом варианте игры загадывает мама, ребенок может загадывать потом.

Игра «да-нетки»
Это более сложная игра. Дети старшего возраста играют без опоры на картинки. Картинки расположены перед глазами ребенка. Используйте те же картинки, что и в игре «назови предмет по свойствам». Мама загадывает что-то (из картинок выбрать вариант). Здесь ребенок задает вопросы. Пример правильных вопросов: это живое? Это предмет? Это еда? Ребенок скорее всего будет задавать неправильные вопросы «в лоб»: это енот, это пруд?
Мама должна отвечать да или нет.


Система и подсистема
Наш Енот пошел на пруд ловить раков. Обсудите, что такое пруд. У вас имеются картинки (разрезать на картинки и смешать) – они принадлежат к разным системам. Система «лес» включает в себя шишки, грибы, деревья и т.д. Есть система «пруд», которая включает разные элементы (лягушки, кувшинки, рыбы и т.д.) Распределите карточки по системам (что относится к пруду, а что к лесу), затем попросите ребенка выбрать главную картинку, т.е. ту, которая объединяет все другие картинки – их две лес и пруд (это система), все остальное элементы.
Затем пруд – озеро – море. Разложить от большего к меньшему.


Решение открытой задачи
Пришел крошка Енот на пруд ловить раков. Но как их поймать? Куда сложить, чтобы отнести маме? Ведь по одному носить долго. Как быть? Пусть ребенок предложит варианты. Например, можно использовать сачок для ловли раков, а принести в какой-нибудь сумке. А если нет ничего вокруг – только лес и огромные лопухи (можно использовать лопух как сумку).
Возьмите лист бумаги (как лопух) и предложите ребенку сделать из нее сумку. Покажите, как можно сложить кулек из бумаги.

Развиваем наблюдательность
Нашему еноту в лесу встретился старый Дикобраз. Дикобраз обедал. Дайте ребенку в руки три предмета, которые были бы похожи, но отличались. Например, три картофелины или три лука, или три мячика. Теперь предложите ребенку назвать, чем они похожи, а чем отличаются. Затем поиграйте в игру: Дикобраз хочет съесть какую-то одну луковицу, пусть ребенок по описанию мамы угадает, какую именно. Можно воспользоваться картинками.

Дальше по дороге к пруду Еноту встречается Скунс. У Скунса для Енота есть свое задание.
«Четвертый лишний»
Цель игры – показать многовариативность классификационных признаков, учить не зацикливаться на очевидном признаке обобщения.
Предлагается изображение четырех предметов. Сказать, что будет лишним. В раскладе может быть 2-3 лишних предмета (не один). Например, в раскладе банан, помидор, яблоко, апельсин лишним может быть каждый из предметов (по форме, по цвету, по принадлежности к фруктам-овощам).


Заяц предлагает Еноту следующее задание
«Чем был, чем стал»
Мама кидает ребенку мячик, называя предмет. Задача ребенка сказать, чем он станет. С младшими детьми разложите пары картинок: зернышко-хлеб, яйцо-цыпленок и т.д.


Когда наш енот наловил раков и пришел домой, мама попросила рассказать его, что случилось. Нужно рассказать сказку «что сначала, что потом» (пересказ в свободной форме). Затем используя картинки (что встретилось Еноту по пути) разделить предметы на две группы: предметы живого мира и предметы неживого мира.
На этом наша сказка-занятие заканчивается. Похвалите ребенка. 

Скачать задания можно по этой ссылке.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить