ТРИЗ-игры на пять минут: удивительное рядом. Неделя первая.

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает и вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом.
Альберт Энштейн
Я начинаю выкладывать занятия-пятиминутки игр с ребенком. Каждый день нас ждет несколько заданий: это либо игра, либо наблюдение, либо опыт. Сегодня первая неделя занятий.

Как пользоваться материалом:
- задание на день можно выполнить в один день сразу или в несколько подходов. Следите, чтобы у ребенка было хорошее настроение, перегружать ребенка не стоит.
- не давайте готовых ответов. Пусть ребенок сам сделает выводы. Вы можете задавать уточняющие или подводящие вопросы. Но задавать вопрос и сразу давать на него ответ не стоит. Пусть лучше вопрос (особенно наблюдение) останется без ответа. Наша задача разбудить любопытство и развить наблюдательность в обычной жизни. Если
ребенок задает очередное «почему», сначала спросите «а ты как думаешь?».
- это не тематические занятия, это игры-пятиминутки. Не нужно к ним долго готовиться, нужно просто провести, лучше регулярно.

Занятие 1. Удивительное рядом

Подготовка
Заранее распечатайте картинки, можно показать с монитора компьютера. Можно подобрать свои. Ссылка на скачивание материалов будет в конце поста.

Занятие
Посмотрите на картинки и найдите что-то удивительное. Вам даны картинки - сосулька, вода, снежинка, айсберг, вода в стакане, в стакане лимонад. Например, что удивительного в сосульке? Или в айсберге (для примера, почему такая огромная глыба льда не тонет). Можно провести опыт – наморозить лед и бросить его в воду. Он будет плавать.
Подумайте, где встречается вода в природе (моря, реки, лужи, дождь и т.д.). Что объединяет все ваши картинки. Что на картинках природное, а что рукотворное.
Какую сказку про дождь ты знаешь? Прочитайте сказку «Под грибом» Сутеева. Или просто ее вспомните. Подумайте, что плохого в дожде, а что хорошего. Зачем нужна вода.

Занятие 2. Ты различаешь предметы?

Подготовка
Для игры в признаки подготовьте несколько различных по свойствам предметов. Сложите их в мешочек или коробку.
Для игры «круглое» подготовьте мешочек (можно наволочку), яблоки, апельсины и похожие по размеру мячики.

Игра «Кто больше назовет»
Ребенок вытаскивает из коробки предмет и должен описать его. Признаки называем по очереди: кто назвал больше признаков, тот и забирает предмет. Кто наберет больше предметов, тот и выиграл. Задавайте уточняющие вопросы, если ребенку сложно.
Шпаргалка – каждый предмет имеет вес, цвет, поверхность, вкус (если съедобный), он живой/не живой, запах, твердость. Попробуйте описать каждый предмет с этой позиции.

Игра «Круглое».
Некоторые предметы имеют одинаковые признаки. Например, яблоко и мячик одинаково круглые. В то же время мы можем их различать. Возьмите мешочек и сложите туда апельсины, яблоки и мячики. Примерно одинаковых размеров. Нам нужно достать только апельсины, например. Естественно, скорее всего ребенок с этим
справится. Но как? И то, и другое одинаково круглое. Найдите отличающие признаки. Например, шероховатая поверхность, вес и т.д.

Занятие 3. Начальные знания о систематизации

Подготовка
Подготовьте тематические картинки. Можно распечатать или показывать с компьютера. Для игры в чудесный мешочек подготовить игрушку зайки, фрукты/овощи, что-то из одежды, посудку и др.рукотворные предметы.

Занятие
Сегодня мы займемся изучением предметов. Все предметы можно поделить на две большие группы: живые и не живые. Также все предметы бывают либо природными, либо рукотворными. Попробуем научиться их отличать.
Предложите ребенку карточки с картинками. Их нужно поделить на две группы: живые и неживые. Затем на природные и рукотворные (сделаны человеком).
В эту игру можно играть и на улице. Вы загадывает предмет, а ребенок говорит, какой он – живой/не живой, природный/рукотворный.

Игра «Чудесный мешочек с предметами». Шел заяц по лесу и увидел мешок. Что в нем? Открыл, а там разные предметы. Решил зайка: то, что выросло на грядке, себе возьму, а что нет – не надо мне. Помогите зайчику выбрать. Можно немного запутать – например, йогурт съедобный, но на грядке он не рос. Колбаса тоже. Для игры можно использовать картинки.

Занятие 4. Опыт

Подготовка
Подготовьте разные не тонущие и тонущие предметы: спички, пробки бутылок, гвозди, камни, пенопласт. Все, что найдете. Подготовьте воду, сахар, соль, краску, сок лимона, разные нерастворимые предметы. Например, песок, камни.

Занятие
Продолжая тему с признаками предметов, проведем небольшой опыт. Это два опыта, лучше проводить их раздельно, не один за другим.

Растворяется или нет. Бросайте в воду предметы. Если предмет растворился, не означает, что он исчез. Например, бросив в воду сахар, попробуйте воду. Вода сладкая, т.е. сахар не исчез, а придал воде вкус. Также с солью и лимоном.
Тонет или нет. Перед тем, как бросать предмет, интересуйтесь у ребенка, тонет или нет. Затем проверяйте предположение. Это эксперимент.

Занятие 5. Наблюдение

Подготовка
Подготовить тематические картинки с временами года – хотя бы зима и весна.

Занятие
Поговорим о наблюдениях. Наблюдения можно проводить как в природе, так и за предметами рукотворного мира.
Какое сейчас время года? Перечислить признаки зимы и весны. Можно, опираясь на картинки. Какая сейчас погода за окном? Зачем люди наблюдают за погодой? Как они это делают? Например, зачем нужен градусник.
Понаблюдайте за погодой за окном. Какая она? Идет снег или нет, холодно ли, светит солнце или на небе тучи. Зарисуйте погоду на листке, сделав условные обозначения. Облачно – тучка, солнечно – солнце, снег – снежинка, холодно – голубой цвет, тепло – красный и т.д.
Отдельно проведите наблюдение за предметом рукотворного мира. Вспомните первое задание – вода в разных состояниях. Поставьте чайник, понаблюдайте, как он кипит. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Что это за пар и куда он девается?

Скачать дидактические материалы

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить