Основные принципы занятий с детьми от 1 до 4 лет

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Занятия с детьми

Я довольно много делаю занятий с детьми разных возрастов. Конечно, у меня нет опыта работы с детьми "лицом к лицу", но читая отчеты участников развивающих флэшмобов, у меня все же накопился определенный «дистанционный» опыт. Им я хочу с вами поделиться.

Во-первых, все дети разные. Но все они в то же время похожи. Дети одного возраста похожи: они могут любить разные задания, игры, иметь разную усидчивость, но их умения в определенном возрасте схожи, их интересы тоже имеют общие черты. Никто же не будет спорить, что сначала дети учатся переворачиваться на живот, потом сидеть, потом ходить. Сначала они играют с погремушками, пирамидками, а потом уже с более сложными игрушками. В какой-то момент переходят к режиссерским играм, начинают кормить куклу. То есть сензитивные периоды развития у всех одни и те же. Важно предлагать детям те игры и занятия, которые им важны, понятны и естественны в данный момент времени. Это все прописные истины, но мамы в своем стремлении "развивать" очень часто об этом забывают.
Например, в год зачем то учат буквы, в три года учат читать. Зачем? В три года он не поймет этого, только к четырем-пяти годам он освоит эту науку. Более того, освоит естественно, быстро и без особых усилий с маминой стороны. С единственным букварем.
Итак, сензитивные периоды – это периоды в развитии, через них проходят все. Это периоды особой восприимчивости к определенной деятельности, поведению, играм и т.д. Возраст немного условный, так как девочки, например, развиваются быстрее, мальчики - медленнее. И многое индивидуально. Но тем не менее.
Про эти периоды написано много и хорошо у Монтессори, которая их и ввела в употребление.
Вернемся к чтению. В три года дети обычно проявляют интерес к буквам. Это естественно, так задумано природой, это этап в развитии. Ребенок просто хочет знать буквы. И все. А вот в четыре - пять лет ребенок готов читать, он учится этому быстро, словно ждет этого.
Примерно до 4-х лет ребенок очень активен физически, он учится управлять своим телом. Важно больше двигаться, кататься на велосипеде, самокате, лазать, прыгать и т.д. Преступление - долго сидеть перед телевизором, применять занятия, ограничивающие подвижность. Многие мамы пишут в своих отчетах, что ребенок очень непоседлив, с ним невозможно заниматься, много фото, где детей усаживают в детские стульчики (чтобы не сбежал, ибо нужно заниматься). Так вот - ребенку необходимо движение. Если у него есть потребность уйти от занятия, значит оно ему не нужно. Своего ребенка я никогда не сажала в детский стульчик. Он занимался сам. Пусть по 1-2 минуты, но САМ. В 3.5-4 года ребенок, вдоволь набегавшись, сам придет за столик и будет заниматься. Это правда, я вижу это в отчетах.
В год ребенок не может говорить. Хочет, но не может. До 3-х лет ребенок с огромной скоростью наращивает свой словарный запас. Даже если он не говорит, его пассивный словарь огромен. Когда он заговорит, он засыпет вас словами, он будет знать столько слов, что вы даже не вспомните, откуда он их узнал. Я считаю, что до трех лет тематические недели - прекрасный инструмент развития. Объясню почему. Примерно до трех лет ребенок нарабатывает лексику. Поэтому важно поговорить с ним о многих вещах. Конечно, это не история древнего мира и не география в том смысле, в котором ее понимают обычно мамы. Если среднестатистического человека я спрошу, что значит в его понятии заниматься географией, он ответит, что наверное это выучить, где находятся на карте разные страны, познакомится с их животным миром, с климатом. У мам это обычно "путешествие в Японию", тематическая неделя "Италия" и т.д. Ребенку до 3-х лет это не надо. Ему хочется знать, кто такой жираф, лев, заяц и волк. Важно обсудить с ребенком такие темы как домашние животные, птицы, транспорт, лесные звери, посуда, погодные явления, рыб, грибы и ягоды и т.д. Все то, что нас окружает, что есть в книгах. Нужно чтобы он набрал как можно больше слов. В рамках тематических недель это обсуждать довольно удобно.
Лет с полутора у детей появляется страсть к мелким предметам. Поэтому хит среди игр - коробка-сортер. Берем коробку, наклеиваем на нее изображение собачки, например, делаем отверстие и начинаем мелкими предметами "кормить собачку". Мы очень любили эту игру лет до 2-х.
Примерно лет с 2-х ребенок очень восприимчив к математике, в частности к геометрическим фигурам и классификациям. Очень здорово к этому времени купить блоки Дьенеша и играть с ними. В два года такие игры пойдут на "ура". Вплоть до 4-х лет мы их делим, сортируем, играем в игры на классификации, играем со свойствами (у блоков 4 основных свойства, отсюда вариация заданий). Вообще лет с 2-х ребенок начинает соотносить предметы в группы: группировать по различным свойствам. Это тоже сензитивный период. Отличный пример, как играть в моем занятии «Играем с блоками Дьенеша».
Лет с двух ребенок чудесно воспринимает ритм, тут то и пригодится логоритмика, обычно дети в этом возрасте ее любят. Поэтому хорошо, если занятия ее включают.
А вот с 3-х лет начинается самое интересное. Ребенок говорит, он рассуждает, ему все интересно, он задает массу вопросов. Возникает интерес к письму, потом к чтению. Лет с 4-х пространственные игры: важно рисовать планы, играть в поиск предмета на местности. Ребенок хочет играть сюжетно, ему хочется действия в играх, общей линии сюжета. Просто так катать машинки тоже можно, но обычно эти машинки чем-то заняты. Каким-то делом. И у него появляются свои интересы и увлечения.
Лет с 3-х начинается прорыв в музыке и математике. У меня в три года сын вдруг стал слушать музыку, до этого вообще не воспринимал. Для него музыка - какая-то стройная система, ребенок чувствует ее интуитивно, работает правое полушарие. Отсюда же ребенок сам придумывает математические игры, важно дать им толчок. Знаю, что многим такой толчок дал мой комплект «Веселая математика». И только потом, в пять-шесть лет, включится левое полушарие, логика, абстракция, символы, знаки. Это цифры. Они прекрасно "лягут" на ту базу, которую мы заложим сейчас, просто играя в математику.
В пять лет и старше начинается другая жизнь: ребенок начинает воспринимать культуру, у него к этому жуткий интерес. Вот тут то и интересны занятия по страноведению, интересны Италии, Японии и прочие страны. Они так различаются культурно, тут взаимный интерес мамы и ребенка. Это наслаждение читать отчеты мам пятилеток: дети доросли.
Итак, суммируем сказанное:
- до трех лет важно накопить знания, словарный запас, хорошая помощь в этом - тематические недельки. Можно прекрасно обходиться и без них, но с ними попроще строить диалог с ребенком. Больше физической активности: самой разнообразной. Просто ходьбы на прогулке мало.
- после трех лет (до пяти примерно) нужно искать другой формат, игры должны быть сюжетными, содержать иные задания, чем для детей 2-х лет, задания, где нужно думать. Важно играть, а не учить. Занятия не должны дублировать школьную программу. Игры будут фантазийными, пространственными, важно не давать готовых ответов, видеть вариативность решения задач. Сразу не отвечать на вопросы, а предложить самому догадаться. Больше опытов и экспериментов. Больше знаний об окружающем мире, закономерностей.
Эта статья написана на основе личных наблюдений в процессе организации мною занятий.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить