Играем в сказку "Гуси-лебеди" с элементами ТРИЗ
Совсем недавно я писала об играх на развитие системного и функционального мышления и давала материалы к ним. Но, например, мой сын не будет просто так делать какие-то задания, будь они хоть тысячу раз хороши и полезны. В то же время он с удовольствием поможет героям сказки (игры) что-то выполнить, сделать, смастерить. Именно поэтому любые задания я стараюсь давать в контексте игры, инсценирования сказки. И сегодня я предлагаю Вам к нам присоединиться. Играть будем в сказку «Гуси-лебеди». Данные игры подойдут детям от 3-х лет.
Сначала предложите ребенку угадать, в какую сказку мы будем играть. Предлагаем сыграть в классическую игру "Да-Нет". Суть игры в том, чтобы задавая вопросы, ребенок угадал загаданный Вами предмет. С детьми младшего возраста (3-4 года) хорошо играть с опорой на картинки. Вначале попросите ребенка что-то загадать, а сами задавайте вопросы. Например, это живое? Это съедобное? Это птица? Ребенок поймет, в чем суть игры и тоже будет задавать вопросы. Важно научиться задавать «отсекающие» вопросы. С детьми старше 4-х лет можно играть без опоры на картинки.
Задания на развитие системного и функционального мышления.
Играя в игру «Да-Нет», отгадайте героев сказки, а затем догадайтесь о какой сказке идет речь. Вместе с ребенком вспомните сюжет сказки. Что было сначала, что было потом, чем закончилась сказка. Разложите картинки сказки в правильной временной последовательности.
Для игры выберите куколку-девочку. Это не обязательно может быть игрушка, вы можете играть и палочкой, все достаточно условно. Девочка побежала искать братца в лес. Вы можете построить лес из кубиков, сделать девочке дорожку, если так будет интереснее играть ребенку. Мой сын любит такого рода активности. Затем спросите, что есть в лесу. Скорее всего, ребенок будет называть деревья, грибы, ягоды, животных. Покажите ребенку картинки, попросите ребенка разложить от большего к меньшему (в этом упражнении мы выстраиваем иерархию в системе).
Мы помним, что в сказке девочка просила помощи у печки, яблони, речки. Те взамен просили ее что-то съесть/выпить. Мы дадим девочке другие задания. Проговорите сказку и выполните задания по ходу сюжета.
От печки - разложить последовательность выпечки хлеба. Покажите картинки печи, духовки и костра, что у них общего? Как можно их назвать одним словом, основываясь на их функции «приготовление пищи». Если вы не знаете слово, придумайте его!
От яблони – разделить на живое и не живое.
От реки - разделить на природное/рукотворное.
Решаем открытую задачку.
Девочка пришла в дом Бабы-Яги. К ней прибежала мышка и сказала ей бежать. Но тут выясняется, что Баба-Яга закрыла дверь! Как быть? Как убежать?
Предложите варианты. Каждый вариант обсудите с позиций хорошо/плохо. С детьми около пяти лет обращайте внимание на выполнимость вашего варианта. Например, волшебная палочка нам не подойдет, она редко встречается в природе. А вот ключик можно найти, или подобрать отмычку, или топориком себе помочь дверь открыть.. А ведь можно еще через окно вылезти. Наверняка, ребенок сможет придумать что-то более достойное.
Девочка побежала. Она несет братца, поэтому бежит медленно. А лебеди летят быстро, вот-вот догонят. Как помочь? Вариантов масса:
- можно спрятаться (как в сказке);
- можно бежать быстрее (подумайте как, может у девочки есть машина? Машина и была нашим вариантом);
- можно встретить лебедей и отбиться (этот вариант сын тоже реализовал);
- можно договориться с Бабой-Ягой и чем-то ее задобрить, чтобы гусей-лебедей отозвала. Сын предложил подарить ей…деда)).
Закончите сказку вручением платочка девочке и небольшого сюрприза вашему малышу.
Задания к сказке высланы подписчикам по почте. Вы также можете их получить, перейдя по этой странице.
Или скачать с яндекс-диска.
Комментарии