Извержения, вулканы и камни

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Занятия с детьми

Мы в очередной раз вернулись к теме камней, на этот раз чисто с исследовательскими интересами. Получился своего рода научный проект, в котором мы путем исследований, наблюдений и опытов выяснили некоторые вопросы относительно камней, их видов, свойств и происхождения.

 

А все началось с очень простого опыта рисования на молоке. Эта незамысловатая творческая забава никак не может оставить сына равнодушным, поэтому мы частенько возвращаемся к этой затее. Все очень просто: нужно молоко, краска (я разводила в воде гуашь, но с жидкой акварелью эффект лучше) и мыло (средство для мытья посуды). В молоко добавляем краску, потом прикасаемся к краске ватной палочкой, смоченной в мыле. Краска будет «убегать». Захватывающе.

Но сегодня я добавила в молоко соду, и ребенок погасил ее уксусом. Простая химическая реакция, но сколько восторгов! Это как взрыв. Посему с меня было взято обещание провести еще одно извержение.
Сказано-сделано.
В песочнице мы соорудили вулкан, обложили его камнями (ведь вулкан – это гора, а горы – это камни), внизу даже лес посадили. Обсудили терминологию (подножие, склон, вершина, жерло, лава) и принялись за опыт. Это просто чудо, повторяли много-много раз. Все очень просто: сода гашеная уксусом, можно немного подкрасить, но у нас было так.

Так нам это дело понравилось, что решили устроить еще один опыт по извержению вулкана - кола и ментос. Он удался, но все происходило так молниеносно, что сфотографировать просто нереально. Поэтому картинка из интернета. 

Нам понадобилась бутылка колы и упаковка драже ментос. Нужно очень быстро всыпать упаковку в колу и отойти подальше, кола фонтаном «извергается».
У нас была маленькая бутылка колы, она вылилась сразу и почти вся. Опыт очень быстрый.

Дальше мы обсудили, что же происходит во время извержения. Извергается лава – расплавленная горная порода, она горячими потоками стекает по склону горы. Она очень горячая и очень опасна. А дальше она застывает и превращается в пемзу. Пемза – это камень, все горы состоят из камней.

- Как ты думаешь, камни тонут?
- Да!
- А пемза?
- Да!
- Давай проверим!

И мы проверили. Для опыта были набраны камни, которые мы нашли возле дома: в основном это известняк и галька. Мы их вместе намыли и обсушили.

И да, камни действительно тонут, тут сын прав. А вот пемза нет! Пока не намокнет. Лицо у сына было очень удивленное. Почему не тонут? Дело в том, что внутри пемзы много пузырьков воздуха, вся структура пористая, это видно невооруженным глазом. Поэтому она не тонет, по крайней мере сразу.

Ну что? А камни твердые? Да! Проверим?
Мы взяли гвоздь и стали ковырять наши камни. Пемзу отковырял сын, даже без особых усилий, настолько она мягкая.

Известняк поцарапала я. Известняк – мягкий камень. Такая царапина (даже углубление) говорит о том, что камень мягче того предмета, которым я его ковыряла. То есть гвоздя. А вот на гальке мне удалось оставить едва заметную царапину. Это говорит о том, что камень тверже моего гвоздя. Значит, одни камни тверже других.

А песок – что это? Камни? Сын сказал, что нет. Пошли проверять. На этот раз достали лупу и рассмотрели: песок и соль состоят из маленьких песчинок, рассмотрели наши камни, некоторые тоже состоят из маленьких частичек. Значит, песок и соль – тоже камни.

А в воде камни растворяются? Сын сказал, что нет. Опять проверили. Песок не растворяется. А вот соль.. Соль мы даже в пищу добавляем для вкуса, она растворяется. Значит, камни могут растворяться в воде.
На этой ноте мы плавно подошли к теме воды, но о ней в следующий раз.

Кстати, если вы еще не играли в "горы" обязательно это сделайте, занятие "горы" можно скачать бесплатно в нашей копилке. Это вводная тема тематической недельки "Формы земной поверхности" в школе географии для малышей.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить