Такая разная вода. Часть 2.

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Занятия с детьми

Мы снова к вам с наблюдениями. Сегодня cнова поговорим на тему воды. Тема очень большая, есть много вопросов, которые стоило бы обсудить. Я расскажу о наших опытах и наблюдениях. Мы эту тему уже начинали, первая часть была здесь. Наши занятия имели своей целью скорее систематизацию уже имеющихся знаний в голове сына, чем совершение новых открытий.

Итак, сначала постараемся увидеть воду вокруг нас. Это очень полезное умение. Сначала мы нашли вещи вполне очевидные. Например, лужа или ручеек.

Затем, конечно, тучи. Это ведь тоже вода, сын с ходу это определяет.
А где же еще воду найти. Вот если бы была зима, то сын сразу ответил бы (и ответил), что это снег и лед. Ну или в море, речке, пруду. Отлично! А где еше? Тут я начинаю задавать наводящие вопросы.
Вот, например, дерево или цветок. В нем есть вода? Есть. А в земле? Тоже есть, ведь девается же она куда-то, когда мы льем воду на землю. А в человеке? Тут логически поразмыслив, все же отвечает, что есть. Ведь пьет же ребенок воду, значит, точно есть.
Так как же так происходит, что вода и жидкая, и на воздух похожая, да и твердой тоже может быть.
Проводим простой опыт. Кипятим воду, над водой держим зеркальце. На зеркальце появляются капельки воды. Откуда? Это вода превратилась в пар, а при соприкосновении с холодным зеркалом пар опять стал водой.

Какого цвета вода? Ребенок с ходу ответил, что синяя, потом – зеленая. Мы проводили эксперимент когда-то. Вот здесь. После всех рассуждений все таки выяснили, что вода бесцветная.

А что вода умеет делать? Во-первых, она умеет растворять. Проведем эксперимент. Возьмем три стаканчика с водой. В первом растворим сахар, во втором краску, в третьем кофе. Как нам узнать, что и где растворено. Очевидно, что по цвету.

А еще воду в каждом стаканчике можно попробовать, у всех будет разный вкус (разумеется, воду с краской не пробуем).
Затем заморозим воду.

А теперь как определить, что и где растворено. По цвету и по вкусу. Если попробовать лизнуть лед, то по вкусу легко определить. Таким образом, при замораживании свойства (вкус и цвет) воды не меняются. А что же тогда происходит.

Вода меняет свое свойство: она из жидкой становится твердой. Разберем это свойство через игру в маленьких человечков.
Любой объект неживой природы, в нашем случае воду, можно представить как состоящий из множества маленьких человечков. Есть такое прием в ТРИЗе.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Обычно берут кубики, на гранях которого изображены фигурки маленьких человечков. С помощью таких кубиков можно составить модель «океана», «супа» и т.д.

Как играли с такими кубиками мы. У нас была сказка про льдинку, которая родилась зимой. Лед твердый. А твердый он потому, что состоит из маленьких человечков, которые крепко держат друг друга за руки. Потом наступила весна. Льдинка растаяла и превратилась в воду. Вода текучая и не твердая. Это потому что человечки не держат друг друга за руки, а просто стоят рядом. А потом наступило лето, стало жарко и вода превратилась в пар. Пар поднимался в небо, а человечки танцевали. Они больше не стояли рядом друг с другом, они двигались.

После этого можно составить модель, например, супа. А в заключение посмотрим мультфильм про Капитошку.

Комментарии  

0 # РидМам 04.05.2016 10:43
Спасибо за интересную статью!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить