Еще раз о системном мышлении

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а эти части взаимодействуют. Мы живем в мире систем, все, с чем мы взаимодействуем, является системой или частью системы, все взаимосвязано. ТРИЗ основана на системном подходе, на глубоком изучении системы, которую надо улучшить. Не зная систему, нельзя ее улучшить. Системный подход предполагает всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность. О развитии системного мышления у детей и пойдет речь.

Мы начинаем развивать системное мышление у детей очень рано, по сути любое занятие, любая книга, рассказывающая об окружающем мире, уже развивает такое мышление. Например, говоря о грибах нельзя не сказать, что они растут в лесу. В данном случае лес – это система, а гриб – элемент системы. И так во всем.
Уже лет с 3-4 можно заниматься развитием системного мышления более конкретно. Существует множество игр, которые призваны в этом помочь. Приведем примеры и предложим материалы.
Идеи игр взяты с сайта http://www.trizminsk.org/

Игры на изменение функций и свойств объектов во времени. Система во времени.

Как это было.
Ребенку предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.
семечко - росток - цветок с бутоном - раскрывшийся цветок

Был. Есть. Будет.
Мама называет объект. Ребенок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например яблоко:
сейчас - сладкое, сочное, красное...
было - зелёное, кислое, терпкое...
будет - сухое, сморщенное, червивое.

Что было? Что будет?
Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Нужно разложить.
Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

Игры на выстраивание подсистемных и надсистемных связей.

Целью данного блока игр является анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Волшебный мешочек.
В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Мама по перечисленным свойствам отгадывает этот объект. Меняемся ролями.
Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

Ты мой кусочек
Мама называет целое, а ребенок - части. Меняемся ролями. Например, мама -озеро, ребенок - берег, дно, вода и т.д.

Выбери нужное
Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Мама называет какое-либо свойство по любому признаку, а ребенок должен выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Волшебная дорожка
Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Ребенок должен найти общий для выложенных предметов признак.

Разведчики
Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.
По команде: "Разведчики, вперёд!" ребенок должен выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, диалектических законов развития материального мира.

"Природный мир бывает разный"
Материал: картинки с изображением природных объектов.
Ход игры: ребенку предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

"Мир вокруг нас"
Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).
Ход игры: ребенку представляется глобус (карта), выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее мама на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.
Ребенок должен распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир.

"Я знаю"
Материал: мяч.
Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.
Второй вариант: мама бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

"Съедобное - несъедобное"
Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.
Материал: мяч.
Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

"Рыбы - птицы - звери"
Материал: мяч.
Ход игры: мама бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

"Хорошо - плохо"
Ход игры: мама называет природное явление или объект, а ребенок сначала перечисляет его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

"Летает, плавает, бегает"
Материал: мяч.
Ход игры: мама бросает мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его маме, называя способ передвижения этого объекта.
Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.
Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Конечно, в предложенные игры хорошо играть как бы между прочим, они не занимают много времени. Но для начала нужно выделять на них время и специально подготовится, чтобы ничего не забыть. Например, выписать на лист бумаги пару игр и правила игры, подобрать несколько тематических картинок. А затем в подходящий момент предложить поиграть в новую игру. Мы подготовили дидактический материал к описанным играм. Скачать его можно по этой ссылке.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить