Занятие ТРИЗ по сказке "Яблоко"

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Мне очень нравится сказка Сутеева "Яблоко". Она просто замечательная для проведения занятия с элементами ТРИЗ. Я предлагаю вашему вниманию конспект занятия по этой сказке. Материалы для скачивания будут в конце статьи. Поскольку занятие с элементами ТРИЗ, то оно подойдет детям от 3,5- 4-х лет.

Итак, сначала ребенок должен познакомиться с этой сказкой. Сказка "Яблоко" Сутеева в Лабиринте.

Накануне занятия прочитайте (вспомните) сказку Сутеева "Яблоко" (есть в материалах для скачивания). Затем на прогулке или дома начните рассказывать или играть в сказку. Для этого необязательно брать игрушки, зайчиком может выступить камень или палочка, а можно сказку просто рассказывать.

Жил-был заяц. Ходил-ходил по лесу и увидел яблоню. Очень захотелось ему яблочка отведать. А как сорвать его он и не знает.

На прогулке подойдите к настоящей яблоне (или любому другому дереву) и подумайте, как можно яблоко достать.

Задание 1

Помоги зайцу сорвать яблоко. Предложи варианты, как это можно сделать. Дождитесь, когда ребенок предложит свои варианты. Можно задавать наводящие вопросы. Например,

- можно позвать на помощь (как в сказке ворону, кого-то летающего или высокого)

- найти специальные приспособления (например, лестницу) 

- сбить яблоко, потрясти яблоню.

Если ребенок старшего возраста (после 4-х лет), обсудите чем плох/хорош каждый вариант. Например, помощи может быть ждать не откуда, с лестницы можно упасть.

После обсуждения вариантов дайте ребенку палку и спросите, как с помощью этого предмета можно яблоко достать (палку можно бросить и яблоко сбить, а можно сделать приспособление).

Если есть возможность, то делаем такое приспособление (дно бутылки можно обрезать), горлышко к палке крепиться саморезами или просто изолентой/скотчем.

Придумайте название этому приспособлению, исходя из функции.

Наш зайчик был очень рад заполучить яблоко. И только-только он собрался его съесть, как появился ежик, давний друг нашего зайчика. Ежик тоже очень любит яблоки. Угостим его? Конечно! Только вот самим яблока мало. Но ведь всегда можно сорвать и другие яблоки. Достанем их тем же способом.

Вот у нашего ежика и зайчика много-много яблок. Столько им не съесть! Тогда ежик предлагает отнести их в дом и что-то приготовить из них. Но как их унести? Лап то всего двое, а яблок очень много!

Задание 2

Какие приспособления придумал человек, чтобы носить что-то. Каким еще словом можно это назвать.

Посмотрите на картинку (или назовите) - сумка, чемодан, пакет, корзина - что общего – см. файл «Яблоко задания» (ссылка на скачивание будет в конце статьи)

Задание 3

Ежик и зайчик принесли яблоки домой и стали думать, что их них приготовить. Предложите несколько вариантов блюд из яблок. Поиграйте в игру "да-нетки" (материалы для скачивания).

Вам даны картинки - со старшими детьми играют без опоры на картинки - кухня, нож, доска, кастрюля, плита, мальчик, яблоко, мука, яйца, ежик, тарелка, пирог. Вы загадываете предмет, ребенок задает вопросы, а вы отвечаете "да" или "нет". Сначала ребенок будет спрашивать "в лоб": это ежик, это пирог? Наша задача - научить ребенка задавать правильные вопросы, которые отсекают неправильные ответы. Например, это живое, это съедобное?

Меняйтесь ролями.

Затем из предложенных картинок выберите продукты, из которых можно приготовить пирог. Что из них (пирог, мука, яйца, яблоко) общее, а что элементы. Выберите элементы системы "кухня". Определите, что общее (кухня),

а что элементы (нож, доска, плита, тарелка). 

Приготовьте яблоки по вашему любимому рецепту. Мы любим делать шарлотку, пусть ребенок поможет вам резать яблоки, замешивать тесто и т.д. Пока ваш пирог печется, сделайте творческое задание: приготовьте угощение для зайца и ежа.

Задание 4 "Угощение".

Если вы играете на улице, можно играть в песочнице и делать куличи-пироги. Украшайте травой, палочками, цветами, камушками. Если вы играете дома, можно лепить пироги из пластилина.

Разложите "пятиэкранку" (см. файл пятиэкранка, разрезать на картинки, разложить отдельно на другом листе). Вам даны картинки: яблоко, яблоня, половинка яблока, корзинка с яблоками и пирог. Разберитесь, где элементы

системы и система (половинка яблока и яблоко), где надсистема (яблоня). Где прошлое - корзина с яблоками, где будущее - пирог. Вы можете рассказывать и вспоминать вашу сказку, раскладывая пятиэкранку.

На запах нашего пирога сбежалось много лесных зверей. Пусть ребенок вспомнит, какие еще звери живут в лесу, кого позвать в гости на пирог. Выполните задание "Кто лишний".

Задание 5

Пусть каждый гость принесет подарок. Дано карточки гостей и "подарков", подберите каждому гостю свой подарок.

Медведь - мед

Коза - капуста

Белка - орешки

Лиса - рыбка

Угостите гостей, разделите ваш пирог на столько частей, сколько у вас гостей. Каждый гость принес загадки. Давайте выполним их.

Загадка от медведя

- разложи цепочку иерархию "от большего к меньшему": сад, клумба, цветок, лепесток. Можно без опоры на картинки.

Загадка от козы

- что не хватает: яблоня - _____________ - половинка яблока

яблоко

Загадка от белки (на функцию)

- скажи, зачем нужна корзинка (главная функция). А зачем еще: придумай варианты.

Загадка от лисы (обратная предыдущей)

Назови предметы, с помощью которых (из которых) можно есть. Как эти предметы называются вместе (посуда). Как их еще можно назвать исходя из их предназначения "есть" - придумай.

Материалы для скачивания 

Уважаемые друзья! Если вы хотите поддержать сайт, то символическую сумму на его содержание можно отправить на счет яндекс-кошелька (юмани) 410012372397222

 
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить