1

ТРИЗ-игры на пять минут: фантазирование. Неделя 3.

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Мы продолжаем заниматься и общаться в рамках неделек "Триз-игры на пять минут". На этой неделе мы будем много фантазировать.

Задание 11. Метод фокальных объектов

Название страшное, но мы в него поиграем. Так что ничего страшного не будет.
Уже не первый день мы разбираемся с признаками предметов. Сегодня мы употребим их в дело. Будем изобретателями.

Игра в изобретателей
Скажите ребенку, что сегодня он будет изобретателем. Точнее мы будем изобретать предмет на основе уже имеющегося, будем его усовершенствовать. Выберите объект.
Мальчишки могут выбрать машинку (всегда интересно придумать супер-машину!), а девочки все, что угодно. Хоть тарелку или стул.
Затем (тыкнув пальцем в небо) выберете еще два-три предмета. Это может быть тарелка, самолет игрушечный, ежик и т.д. Предмет, отличающийся от первого. Теперь вместе с ребенком перечислите свойства этих двух-трех предметов. Например, тарелка круглая, из нее едят, она стеклянная (керамическая); самолет летающий, а ежик колючий.
Теперь перенесем свойства этих объектов на автомобиль. Получим автомобиль летающий, колючий, стеклянный. Не так уж это и невозможно. Про летающий автомобиль понятно. Колючий – возможно в автомобиле будет специальное сиденье колючее, чтобы спина водителя не уставала. Стеклянный – возможно, стоит сделать у автомобиля стеклянную крышу для обзора, которая может убираться в хорошую погоду.

А что придумаете вы? Задача ребенка назвать основные характерные признаки объекта, а вместе вы уже пофантазируйте, как их применить.

Задание 12. Фантазирование

А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Методы фантазирования (и фантазированию тоже можно научить, фантазия как мускул прекрасно тренируется) можно пересчитать по пальцам: увеличение, уменьшение, дробление, объединение и наоборот. Сегодня о первых двух – увеличение и уменьшение.

Увеличение – объект увеличили, что будет (пример- Гулливер). Уменьшение – объект уменьшили, что будет (пример Карик и Валя, мальчик-с-пальчик). Увеличиваем/уменьшаем не только весь объект, но и его характеристики. Например, увеличили уши, получили Чебурашку. Увеличили количество колес у машины, получили что-то очень проходимое.
Задание 1. Выберите из своего окружения несколько предметов. Это может быть стул, книга, зонт или тарелка. Все что угодно. А теперь дайте ребенку в руки волшебную палочку (любую палочку) и скажите, что он может с ее помощью увеличить или уменьшить все что захочет. Поинтересуйтесь, что он бы выбрал для увеличения или уменьшения.
Затем выберите предметы и увеличьте мысленно эти предметы или уменьшите. Что получим? Как это использовать по-новому? Например, уменьшив автомобиль, получим игрушку или автомобильчик для катания детей на аттракционах. Увеличив стул, можно получить памятник или вот такой стул-небоскреб. Реально существующий:

Увеличили зонт? Отлично. Получилась беседка.

Попробуйте поувеличивать и поуменьшать предметы вокруг вас.
Задание 2.
Теперь будем уменьшать и увеличивать свои собственные качества. Например, скажите ребенку, что вдруг его физическая сила увеличилась. Он стал сильным как супер мен или богатырь. Что бы он сделал тогда? Или он вдруг стал очень-очень быстрым. Или его нос увеличился в 10 раз, хорошо бы это было? Или его рост уменьшился в 10 раз?
Задавайте наводящие вопросы. Например, какого роста ты бы был, величиной с телефон? Куда бы ты смог пролезть? А быстро ли бы ты передвигался с такими маленькими ножками?

Задание 3.
Теперь когда мы немного освоили эти приемы, займемся знакомой сказкой. Можно выбрать любую. Но не забываем, что у ребенка в руках волшебная палочка. Возьмем, к примеру, сказку про колобка. Захотела бабка испечь колобка, а муки то нет. Наскребла она две горсти муки. Но маленький ведь колобок выйдет. Берем волшебную палочку и делаем много муки. Колобок получился гигантский. А теперь рассказываем сказку только с участием гигантского колобка. Что у вас получится? Эту сказку можно инсценировать. Тогда героев (бабку, дедку, зверей) берете обычного размера, а вот вместо колобка может выступать огромный мяч. Сразу все становится наглядно, кто кого съест.
Можно взять любую другую сказку и увеличить и уменьшить что-то другое. Например, возьмем и сделаем Красную шапочку очень-очень быстрой (быстрее добежит до домика бабушки), а волка в волке и семерых козлятах маленьким и слабеньким, а козлят сильными и храбрыми.
Такие сказки хорошо рассказывать на ночь, в процессе создания сказки участвует ребенок.

Задание 13. Почему надо чистить зубы и куда исчезает вода

Задание 1. Сегодня простой опыт. Уксус взаимодействует с кальцием. Чтобы наблюдать реакцию взаимодействия, необходимо поместить яйцо в стакан с уксусом.
Можно использовать столовый 9-%. Через 12-15 часов (оставьте на ночь) яйцо станет «резиновым». Конечно, яйцо не превращается в резиновое, просто под воздействием кислоты растворяется скорлупа, а белок с желтком остаются «укутанные» в тоненькую пленочку, которая и раньше существовала, но не была видна. Яйцо без скорлупы очень красиво светится, если направить на него луч фонарика.
На примере этого опыта хорошо объяснить, почему надо чистить зубы. Если с зубов не счищать кислоты (которые у нас во рту), то они разъедают зубы. Можно попробовать растворить ракушку (которую обычно с моря привозят), только нужно взять уксус 70% и дать больше времени. Через двое суток ваша ракушка исчезнет. Именно поэтому с уксусом нужно быть предельно осторожным!
Задание 2. Исчезающая вода.
Попробуйте вместе с ребенком выяснить, куда исчезает вода из мокрых вещей, когда они высыхают? Помните задание понаблюдать за паром из чайника? Сегодня пойдем чуть-чуть дальше.
Испарение.
Намочите в воде 2 тряпочные салфетки и выжмите их, чтобы они остались немного влажными. Расправьте одну салфетку на тарелке. Положите другую салфетку в полиэтиленовый пакет и заклейте его клейкой лентой. Оставьте обе салфетки в теплом месте. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, какая салфетка высохнет быстрее?» На
следующий день дайте ребенку обе салфетки потрогать на ощупь. Выясните, какая из них суше.
Ответ: Мокрые предметы высыхают, потому что крошечные частицы воды уходят из них в воздух. Это явление называется испарение.
Салфетка в пакете остается мокрой, потому что вода не может попасть в воздух.

Задание 14. На что похоже

Опять займемся воображением.
Игра 1. Теремок. Это классическая игра ТРИЗ. Постройте домик (можно из лего), это теремок. Подготовьте предметы – можно карточки. В домик селите, например, тарелку. Это хозяин теремка. Каждый последующий предмет стучится в теремок. Хозяин говорит «Я тебя пущу, но сначала скажи, чем ты на меня похож». После этого стучится следующий предмет. Вариация игры – хозяин теремка может меняться. Каждый вновь поселившийся становится хозяином.
С маленькими детьми можно играть с блоками Дьенеша. Тогда в теремок мы поселите, например, большой синий толстый квадрат. И остальные блоки будете сравнивать с ним.

Игра 2. Кляксы.
Сегодня у нас будет творческое задание. Подготовьте плотную бумагу, краски, разведенные в воде. Выдайте ребенку шприц (без иглы) или пипетку, трубочку. Пусть ребенок капает на лист цветную воду, можно затем дуть на кляксу через трубочку, раздувая кляксу в стороны. Затем фантазируйте, на что у вас похожа стала клякса.
После этого упражнения сын стал видеть изображения в лужах и в разлитом по столу компоту.

15. Лего-игры

Игра 1. Возьмите кубик лего и спросите ребенка, на что он похож. Затем прикрепить к нему другой кубик и снова спросите, на что это похоже. И так далее.
Второй вариант игры – ребенок делает некую конструкцию из лего и передает ее вам. Мама ее дорабатывает до некоего объекта. Например, практически любая кучка скрепленных кубиков лего может стать деревом. И наоборот – вы делаете конструкцию, а ребенок дорабатывает ее до образа.
Этой игрой мы показываем, что из ничего можно смастерить все, что угодно. Обычный кубик может выступить стулом, а сочетание кубиков может быть любой вещью.
Можно попробовать строить из лего животных и давать им названия. Это могут быть фантастические животные.

Игра 2. Кубик на кубик.
Строим архитектурные объекты. Выберите на выбор архитектурный объект – пирамида, башня, мост (картинки).
Постарайтесь воссоздать эту конструкцию из лего. Обратите внимание на размер объекта. Если это башня, смотрите, какие маленькие в сравнении с ней машинки и люди. Постарайтесь, чтобы и ваши машинки и фигурки людей были маленькими по сравнению с вашей башней.

Дополнительные материалы

Ну, что ж, на этом все!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить