Творческое рассказывание или сочиняем сказки

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Совсем недавно я писала о некоторых приемах фантазирования. Меня этот вопрос очень волнует, так как в последнее время я учу сына придумывать истории, иначе говоря мы понемногу практикуем творческое рассказывание. Да-да, этому тоже можно научить. Существуют несколько приемов, как можно сочинить сказку. Эти приемы хороши еще и тем, что помогают преодолеть инертность мышления (это в большей степени актуально для взрослых).
Как-то раз я уже писала, как легко можно сочинить сказку. Оказывается, есть способы еще легче, которые даже больше подходят детям.

Сочиняем по каталогу

Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Возьмем любую детскую книгу, где побольше текста. Затем мама задает вопрос «О ком сказка», ребенок тычет пальцем в любое место и мы получаем ответ на вопрос. Далее взрослый снова задает вопрос, например, какой он был. Ребенок снова тыкает в книгу и мы получаем ответ. Все слова нужно вплести в некую историю. Сначала ребенок будет довольно пассивен, он будет просто тыкать пальцем в книгу и ждать от вас, что вы придумаете интересную историю. Это нормально. Продолжая задавать вопросы, мы побуждаем ребенка отвечать на них. В конце концов скоро у него начнут получаться истории.

Метод картинок

А в этот вариант фантазирования мы играли так. Я подготовила картинки, которые поделила на группы.
1 – выбираем главного героя
2 – выбираем место, куда отправится главный герой
3 – выбираем, зачем он туда отправится
4 – выбираем злодея, который встретится ему на пути
5 – выбираем друга, который ему поможет
6 – выбираем волшебный предмет, с помощью которого друг поможет.

 

Нашу подборку картинок можно скачать. Я их вырезаю и раскладываю по конвертам. Далее я задаю вопрос, ребенок вытягивает или выбирает картинку и составляет связное предложение. В итоге получается небольшой рассказ.

«Волшебная палочка»
Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Мы используем "волшебную палочку" в практически во всех наших историях. Например, я спрашиваю, как сделать так, чтобы лиса колобка не съела. Ребенок тут же взмахивает воображаемой палочкой и делает колобка гигантским. Тогда я говорю, что лиса хитрая и у нее есть ножик, которым можно колобка (пусть и гигантского) порезать на кусочки. Тогда ребенок еще что-нибудь "наколдовывает" и т.д.

«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить ребенку подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?» Обычно мы совмещаем прием «волшебной палочки» и «что было потом». Например, нами придумано бесчисленное количество продолжений про колобка, волшебная палочка не раз выручала козлят из «волка и семеро козлят». «Что было потом» - это наиболее часто используемый прием в ТРИЗ-сказках для малышей. Например, попробуйте рассказать сказку «Мешок яблок» и остановитесь на моменте, когда заяц увидел под яблоней волка. Что было потом? Варианты бесчисленны.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить