1

Несколько приемов фантазирования

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Триз

Воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.
А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Сегодня мы поговорим о воображении, точнее о некоторых приемах, которые помогают его развить.

Чтобы развить воображение, нужно читать хорошую литературу по фантастике, стимулировать воображение вопросами (а что произойдет, если..), ставить детей в затруднительные ситуации, «подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории, а также использовать некоторые приемы фантазирования. Эти приемы мы используем «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание таких приемов (не всех, пусть нескольких) фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения задач. Кратко - эти приемы лежат в основе РТВ (развитие творческого воображения), а это уже "взрослые" методы и приемы.
Я предложу несколько приемов и предложу игры, которые можно провести с детьми.

Увеличение/уменьшение
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер - все это герои сказок, которые построены на применении этого распространенного приема фантазирования. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости. Увеличили скорость – получили сапоги-скороходы, производительность – горшочек каши, рост – великан и т.д.

Поиграйте с детьми в одну из следующих сказок. Они прекрасно подходят уже четырехлетним детям.

Сказка «Гигантский колобок»
Наша самая любимая сказка – Колобок. Вручите ребенку волшебную палочку и скажите, что он может увеличить/уменьшить ею все, что угодно. Начните рассказывать сказку. У бабки совсем не было муки. Наскребла то она всего две горсти муки. Поможем бабке? Пусть ребенок взмахнет волшебной палочкой и муки станет очень много! Колобок из такой горы муки получился гигантским. А теперь расскажите/разыграйте сказку только с гигантским колобком. Понятное дело, что звери не смогут такого колобка съесть, он их может раздавить сам. Но мы с Семеном нашли выход: у лисы был нож, она пыталась нашего колобка разрезать на кусочки. Вот так довольно кровожадно у нас получилось.

Сказка «Сильные козлята»
Это вариант сказки про Волка и семерых козлят. Козлятки были маленькие и боялись выходить из дома (и правильно, в лесу волк, он их хочет съесть). Но мы взмахнем волшебной палочкой и сделаем козляток очень сильными и храбрыми. Они перестанут боятся, потому что станут самыми сильными в лесу. Волк им не страшен. Как дальше будет развиваться ваша сказка? Наши козлятки осмелели, устроили охоту на волка и сдали его в зоопарк.

Сказка «Маленькая репка»
Тут и придумывать нечего – не уродилась наша репка, выросла она маленькая премаленькая. Дед пошел репку тянуть да и вытянул. А что дальше то с ней делать? Маленькая она, суп не сваришь, с голоду умрешь. Бабка нашего дедку отругала (суп варить ей не из чего), внучка тоже недовольна (теперь репку не продашь, сарафан новый не на что купить). Что делать? В нашем варианте сказки поехал дед на базар, да репку не продал, но выменял на три боба (я недавно смотрела фильм про Джека и бобовый стебель, сына эти бобы очень впечатлили), бобы были волшебные. Что было дальше догадаться не трудно.

Фантастическое объединение
Это очень интересный вариант фантазирования, когда мы объединяем предметы. Например, благодаря этому приему получились сирены, кентавры, русалки, Пегас и другие фантастические существа.

У нас было два задания:

- придумай новое животное путем объединения: для простоты подготовьте карточки с животными, можно их разрезать пополам и соединять. Можно делать устно и давать названия нашим существам.

- придумай новые предметы: учимся соединять предметы. Например, возьмем тарелку и соединим ее со стулом. Получится тарелка на ножках – очень удобно! В свое время объединили камеру и телефон.
Или возьмем диван и совместим его с машиной. Будет диван на колесах. На эту тему книжка есть, называется «Чудо-кровать» 

С четырехлетками в эту игру можно играть, задавая наводящие и уточняющие вопросы.

И напоследок, еще один распространенный прием - придание объектам неживой природы необычайных свойств. Это очень часто встречается в сказках, в которых есть множество волшебных предметов.
Возьмите несколько предметов (карточки). Это камень, вода, палочка, песок, облако. Палочка может быть волшебной, может защищать человека, а вода может быть живой, никогда не замерзать, превращать любой предмет в золото и т.д. Придумайте волшебные свойства каждому объекту. Это игра скорее для пятилетних детей, знакомых с волшебными сказками.

Некоторые из этих игр мы используем в нашей февральской ТРИЗ-игралочке. 

Комментарии  

0 # Марина 11.02.2016 10:29
Спасибо за "новые" сказки)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталья 10.02.2016 10:54
С колобком очень понравилось. Да, нужно такие загадки предложить ребенку. Спасибо за идеи)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить