ТРИЗ сказка «Колобок»

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Проект «Читаем и играем»

Колобок – это универсальная сказка. Ее очень любят в детских садах, ее любят и ценят преподаватели ТРИЗ. Мы тоже эту сказку очень любим, поэтому предлагаем вам в нее поиграть. Занятие будет проходить с элементами ТРИЗ. Это одна из самых первых ТРИЗ сказок, в которую можно поиграть с малышом уже лет с трех.

Скажите малышу, что сейчас мы будем играть в сказку. Но сначала нужно угадать, в какую именно.
Игра «Назови по свойствам».
Для игры с маленькими детьми лучше всего использовать наглядный материал. Мама должна загадать предмет и описать его. Например, это животное, он злой и серый, любит зайцев и живет в лесу (волк). Ребенок угадывает. Потом меняетесь местами. Так нужно угадать главных героев сказки и догадаться, о какой сказке идет речь.
Игра «Да-нетки».
Это более сложный вариант игры. В этой игре мама загадывает предмет, а ребенок задает вопросы. Мама может отвечать «да» или «нет». Сначала ребенок будет задавать вопросы «в лоб»: «это волк?», «это медведь?». Но потом он сможет догадаться, что есть «правильные» вопросы, то есть такие, которые отсекают часть ответов. Например, «это живое?», «это растение?».

Игра «Раздели на группы».
Картинки делим на группы: животные/не животные, съедобное/не съедобное и т.д.
Рассказываем и обсуждаем.
Пусть ребенок начнет рассказывать сказку. Сказка начинается с того, что бабка слепила колобка. Уточните у ребенка, из каких продуктов это сделала бабка. А вы можете испечь колобка? А какие еще продукты, похожие на колобка, мы едим? Загляните на кухню и найдите хлеб.
Посмотрите картинки, как баба сделала колобка. Колобок сделан из теста. По сути, он – лепешка, хлеб. А что бывает с хлебом? Он портится. Обсудите этот вопрос.

Указанные картинки можно раскладывать в последовательности «что раньше, а что потом». То есть сначала ингредиенты, потом тесто, потом печь, потом хлеб.
Что раньше, что потом.
Вместе с ребенком расскажите сказку про колобка, используя «пятиэкранку» (см.картинку ниже). Для рассказа посередине листа наклейте колобка. Слева – прошлое, бабка слепила колобка. Справа – будущее, лиса колобка съела. Обсудите, что сначала, а что потом. Внизу – элементы системы, в нашем случае это то, из чего колобок состоит. Сверху – система, в нашем случае это лес, в нем происходили действия сказки.

Играем и решаем открытые задачи.
Начните играть в сказку, скатайте колобка из пластилина. Постройте домик бабки и деда из конструктора. Положите колобка стынуть на окошко. Мы знаем, что в конце сказки колобка съедят. Вообще, в лесу каждый зверь хочет колобка съесть.
Спросите ребенка: как сделать так, чтобы животные не съели колобка. Это открытый вопрос, пусть ребенок предложит варианты. Если ребенок мал, натолкните его на некоторые ответы. Идеальный результат – животные сами не хотят съесть колобка:
- они сыты;
- колобок несъедобен;
- колобок не убегал из дома (как сделать так, чтобы он не убежал).
Накормите животных: можно использовать наш файл «Накорми животных». Можно кормить продуктами из пластилина.
Наши материалы к этому занятию вы можете скачать по этой ссылке.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить