1

Рассказать сказку? Легко!

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Проект «Читаем и играем»

В этой статье я поделюсь основными принципами, которые помогут сочинить развивающую игровую сказку для вашего ребенка. Чтобы сочинить и поиграть в сказку, многого не требуется. Нужны лишь вы, ваш ребенок и что-то универсальное, на чем эту сказку можно показать. Например, кубики или лего. Развивающий уклон также может быть любой: подобным образом можно играть в математику, развивать речь, это может быть ТРИЗ сказка и прочее. В этой статье я поведу речь о сказках для детей от 2 до 4 лет.

Для детей раннего возраста (примерно 2-4 года) не нужен волшебный сюжет. Дети в этом возрасте обожают играть в повседневные ситуации. Им нравится играть в садик, магазин, врача, водить папу на работу, катать машины, что-то строить, ходить с игрушками в гости, укладывать их спать и т.д. То есть игрушки совершают обычные повседневные действия, поэтому роль мамы в придумывании истории заключается в том, чтобы эти повседневные дела обыграть и соединить в рамках более менее простого сюжета.
Итак, в любой сказке должны быть главные герои.
Выбираем главных героев.
Мы обычно берем кубики лего и называем их какими-то значимыми для ребенка именами. У нас красный кубик может быть папой, а желтый – мамой. Но это могут быть и геометрические фигуры, и маленькие игрушки, фигурки животных и прочее. Лучше всего, когда герой не один, а несколько. Например, двое.
На картинке Красная Шапочка идет по дорожке:

Начало игры.
Обычно героев требуется поселить в домик. Ведь все живут в домиках. На этом этапе можно придумать много разных заданий:
- построить домик по схеме;
- построить домик по условию: например, это может быть домик красного цвета и с одним окном;
- построить домик на время: кто быстрее, если детей двое.
Завязка сюжета.
Затем сюжет развивается так, чтобы наши герои отправились в путешествие. Не столь важно, куда они идут. Они могут идти в гости, в магазин, просто гулять. Они могут отправиться в путешествие на транспорте: автомобиле, поезде, самолете. Естественно, заданием ребенка будет этот транспорт построить. Например, поезд можно строить, выкладывая в ряд кубики лего или блоки Дьенеша. Выкладывать можно в определенной последовательности, определенного цвета, симметрично, из определенных геометрических фигур.
На картинке герои нашей сказки едут на поезде.

Развитие сюжета. Приключения.
В пути наших героев обязательно должны ждать приключения. Они могут банально заблудиться: тогда можно помогать им выбраться, строить им дорожки. Строительство дороги – это отличная математическая игра. Тут как с поездом: она может быть длинная или короткая, определенного цвета, ширины и т.д.
На картинке дорога, построенная только из красных фигур:

Также на пути наших героев могут встречаться препятствия: им нужно переплывать реки, подниматься на высокие горы, преодолевать болота. Отсюда и широта выбора заданий: строить мосты, лестницы, лодки и корабли. Все эти строительные работы можно приурочить к изучению цветов, размеров, форм, можно строить по схемам и т.д.
Также наши герои могут встречать других героев истории. Обычно это зверята, которые попали в беду и им срочно нужна наша помощь. Тут можно и грибочки для ежика собирать (разумеется, определенное количество, тренируем счет), находить буквы для белочки, кормить медведя малиной, а заодно рассказывать, какие еще ягоды растут в лесу. Вариантов масса.
Финал.
Как в любой сказке, в нашей истории должен быть финал. Конечно, это благополучное прибытие в место назначения, выполнение финальных заданий от тех, к кому мы с такими трудами добирались. А затем угощение, чаепитие и сон! Или отбытие домой к маме и папе.
Итак, подытоживая сказанное, выделим основные принципы:
- сюжет должен быть простой и понятный малышу;
- сказка должна быть построена таким образом, чтобы ее было легко проиграть на игрушках;
- в сюжет сказки нужно вписать несколько заданий (из тех областей развития, на которых вы делаете упор);
- задания не должны быть исключительно «бумажными», должны быть и такие, чтобы ребенок оперировал предметами. Лучше всего такой вариант, когда ребенок выполняет задания, не покидая игрового пространства (не садится за стол);
- задания должны выглядеть как помощь героям сказки или каким-либо другим образом должны быть вписаны в игру;
- сказка не должна быть слишком длинной, игру следует закончить до того, как ребенок сам откажется в нее играть;
Как видите, придумать развивающую игровую сказку для малыша не так уж и сложно. Нужно просто обыгрывать те действия и ситуации, которые ребенку знакомы. Тогда он с удовольствием принимает участие в такой игре и выполняет задания.
Примером такой одной нашей сказки может служить игра с блоками Дьенеша, в которой мы играем с геометрическими фигурами.
Попробуйте и вы так поиграть! Наше занятие по блокам Дьенеша вы можете скачать в нашей копилке.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить