1

Игры со схемами и картами для малышей

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Математика

Сын любит лего, он часто его использует в своих играх. Лего, как и любой другой конструктор, - это прежде всего огромное поле для фантазии. В то же время это универсальное развивающее пособие, которое всегда под рукой. Сегодня поговорим об играх со схемами и картами для самых маленьких.

Сын часто использует лего в играх. При этом строительства ради строительства у него нет, строительство всегда ради чего-то. Например, нужна машина для героя игры, значит, сын строит машину. Нужен дом – значит надо строить дом. Проблем с фантазией в плане лего нет: без проблем построим дом, робота, машину, пылесос и другие необходимые для игры вещи.
Например, это танк. По-моему, очень похоже:

Проблема есть в работе со схемами. Точнее даже так: сын вообще их не признает. И это проблема. Казалось бы, живи и радуйся – строит сам, придумывает, шаблонов в голове нет. Это все так, лего для того и нужен, чтобы фантазировать. Так зачем же работать по инструкции? Ведь в определенном возрасте ребенок все равно придет к ним, только чуть позже. Будет заниматься моделированием или не будет?

Я уверена, что основу работы с инструкцией нужно закладывать рано. Конечно, не в три года. Но в четыре года уже можно. Инструкция – это не просто шаблон, это последовательность действий, которые надо совершить, чтобы прийти к определенному результату. И это очень важно. Я знаю очень много взрослых людей, которые не могут работать по инструкции, даже самой простой. Лично я не могу справиться с настройкой спутникового телевидения, хотя инструкция к нему прилагается. А уж сколько людей я встречала, которые не могут «читать» географические карты! Даже собственного города! Так вот понятие плана, схемы можно и нужно вводить. Это элементарные математические представления, кроме всего прочего. Мы не говорим о том, чтобы ребенок постоянно имел дело со схемами, но знать, что это такое и уметь их читать (и рисовать), не помешает. Кроме того, работа с планами и схемами развивает пространственное мышление.
Будем считать, что я убедила вас в важности работы со схемами. Лего – это самое простое, с чего стоит начать.

Сначала я давала сыну самые простые схемы строительства дома. Потом я поняла, что погорячилась, ибо объяснить, чего я от него хочу, мне было сложно. И мы начали с самых азов. Я нарисовала карточки, где кубики лего разных цветов были выстроены в башню. Цвета чередуются. Нужно было построить точно такую же башню. Это и была наша самая первая схема. Нужно сказать, что разобрался он с ними очень быстро.

Если написать цифры, то можно заниматься счетом. Мы использовали эти карточки как ценники для игры в магазин.

Чтобы пробить товар, нужно было построить такую башню из лего, это и были наши деньги. После такой игры в магазин сын щелкал такие карточки как орешки.

И уже скоро смог строить самые простые конструкции из лего. Например, птичку или ромашку.

Затем я поняла, что можно переходить к следующему этапу. У нас есть конструктор «Знаток», мы подарили его сыну на четырехлетие. Здесь я делала обзор. У нас самый маленький набор. Разумеется, сын собирает все схемы. Это довольно просто, он просто запомнил, что к чему присоединяется, а принцип работы понимает чисто интуитивно. Да и понимает ли. Но он не читает схемы, которые приведены в брошюре к конструктору. А это очень важно, ибо только разбираясь в них, можно двигаться дальше. Просто играться с лампочками и пропеллерами – хорошо, но толку мало.
Итак, сын собрал свою любимую схему с летающим пропеллером. Он просто помнит, что соединять нужно именно так. Еще он помнит, что лапочку присоединяют к одному блоку батареек, ибо иначе она перегорит. Но это он проверил опытным путем) Надолго остаться без лампы – запомнит каждый.

Теперь обсуждаем, что и зачем присоединяется. А затем я прошу сына схему нарисовать. Мы заранее обсуждаем, что и как будем рисовать. Пропеллер у сына желтый, выключатель – зеленый, а батарейки просто квадратные. Рисунок ему понятен. Он его «читает».

Только после этого мы смотрим на рисунки в брошюре. Я объясняю, что лампочка – это кружок с крестиком внутри, а остальное почти как у него. И он понимает. Следующую нашу схему с лампой он собирает быстро (смотрит на схему в брошюре, соотносит) и также быстро рисует ее.

Снова вернемся к лего и схемам. Только на этот раз поговорим о планах. Раз уж мы научились соотносить нарисованное на схеме и реальную вещь, то можно в таких схемах ориентироваться. Следующую игру я назвала «найди сокровище». Идея этой игры взята из журнала Ксении Несютиной «Математика в песочнице». В качестве сокровища у нас выступала монетка. Сема построил из лего некую конструкцию (на зеленой основе хаотично расставлены кубики), затем мы эту конструкцию зарисовали на листе. Получилось нечто вроде карты. Затем я монетку прятала под одним из кубиков, крестиком помечала на карте, а сын искал. Освоился очень быстро, затем прятали и помечали на карте по очереди.

Затем мы нарисовали план комнаты и прятали вещи уже в комнате. После игры с лего, такое задание тоже было простым и понятным. Прятали и отмечали на карте по очереди. Вещи рисовала очень схематично специально, чтобы была действительно карта. Например, овал – это диван.

После этой игры логично было бы перенести игры на улицу и ориентирование на местности. Но думаю, что оставим это на следующий раз.

Комментарии  

0 # Maria 21.04.2016 14:07
Как интересно вы придумали с Лего, беру на заметку!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анна Игнатеня 18.04.2016 18:52
Как интересно! Как-то я до схем лего не додумалась, спасибо за подсказку, будем играть).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить