О детском чтении

Автор: Светлана вкл. . Опубликовано в Дневник читателя

Я давно задаюсь вопросом, как читать ребенку, чтобы был максимально положительный эффект от чтения. Само чтение – это уже очень хорошо, но как читать книги так, чтобы было и понимание, и сопереживание, и развитие и т.д. Что читать и, главное, как читать – это два основополагающих вопроса. Частично ответы на эти вопросы кроются в психологических особенностях восприятия детьми книг в возрасте 3-5 лет.

Совсем недавно я проводила литературную викторину, чтобы понять, как ребенок усваивает прочитанные книги. Выявила я то, что и так знала раньше. Ребенок хорошо знает и любит те книги, которые он проигрывает, с героями которых себя отождествляет.
Например, книгу про Сережу ребенок готов цитировать, потому что Сережа так похож на сына, что он, видимо, себя с ним отождествляет. А в трех поросят и волка и семерых козлят ребенок готов играть каждый день. При этом он часто - то волк, то козленок. А вот сказку «Красная шапочка» ребенок даже не вспомнил, так как она его нисколько не зацепила, он в нее не играет. Поэтому скорее всего он ее просто забыл, не воспринял. 
А теперь о том, как все вышеописанное согласуется с детским чтением от 3-х до 6-ти лет и о том, как нужно читать, чтобы у ребенка было понимание прочитанного, а иными словами качество восприятия текста было довольно высоким.

Психологические особенности восприятия художественных произведений ребенком в этом возрасте следующие:
- идентификация себя с героем по признаку, принадлежащему ребенку;
- отождествление себя с героем, который ему нравится;
- цитирование знакомых текстов в подходящих бытовых ситуациях;
- вера в реальность вымысла в сказках;
- «анонимность» литературных произведений в восприятии ребенка;
- активность в восприятии (вопросы, творческое преобразование, эмоциональность художественного восприятия)

Главная отличительная черта художественного восприятия и поведения ребенка - преобладание "практического" над "условным", первого плана над вторым.
Ребенок раннего возраста относится к художественному произведению как к действительности, отождествляя "вторичную действительность" с "первичной", настоящей действительностью. Постепенно реальность и вымысел дифференцируются в сознании ребенка, но в течение всего дошкольного детства практический план доминирует над условным.
Важное условие «понимания текста» - это содействие. Это своеобразная деятельность, в процессе которой ребенок достигает примерно того же, что и взрослый, читающий текст: мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам. Разница в том, что взрослый не содействует, а сочувствует, вмешивается в ход повествования только мысленно. Ребенок мысленно сочувствовать не может, поэтому он содействует, то есть вполне активно себя ведет. Активность ребенка в восприятии художественных произведений обусловливает следующие особенности.
Стремление практически воздействовать на произведение искусства. Это и придумывание собственных вариаций концовки, и рисование и лепка на основе прочитанного, и проигрывание сказок, и инсценировка. То есть очень активные действия.

Выбор книги

Мне представляется важным правильный выбор книги, которую вы будете читать. При выборе книги соблюдайте так называемый принцип «трех медведей». Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь. Соблюдение этого принципа мне представляется очень важным. Нужно ориентироваться на своего ребенка: некоторые дети в 4 года могут читать более сложные книги, а другие – все еще предпочитают очень простые и понятные сказки. Важно соблюдать баланс между простым и сложным.

Как строится наше чтение:
- я предлагаю ребенку выбрать книгу; как правило, самостоятельно ребенок выбирает книги, которые он понимает и знает, а, значит, любит. Это самые простые сказки или книги, тематика которых его зацепила (например, про автомобили);
- книгу выбираю я; обычно это новая книга по возрасту, то есть та, которая будет понятна сыну, но которую мы ранее не читали. Или книга «на уровень выше» - это или новая, или книга, которую мы уже пробовали читать ранее, но она была слишком сложна.

Как читать

Теперь, когда книга выбрана, давайте определимся, как же ее читать. Ведь мало ее просто прочитать, хорошо, если ее ребенок каким-то образом переработает и проживет. Без этого через несколько дней ребенок книгу забудет, это будет просто «механическое чтение» или «механическое прослушивание», которое не приносит пользы.

Записывание прочитанного, или ведение читательского дневника – это отличный способ понимать и усваивать прочитанный материал. Но этот способ годится, как правило, школьникам и взрослым. А как же быть с малышами? Точно также! Только вместо записей использовать лепку, рисование, аппликацию или любое другое творчество по «следам прочитанного».

Прочитав книгу, не спешите брать другую. Попробуйте обсудить прочитанное. С маленькими детьми можно обсуждать иллюстрации, по ходу действия спрашивать, о чем прочитали. Например, интересоваться, что главный герой сделал, где он на картинке, куда он пошел и зачем. Так мы держим на контроле, что ребенок следит за развитием сюжета. По окончании истории хорошо спросить, понравилась ли книга, что понравилось/не понравилось, что хотелось изменить и т.д. Для малышей трех лет это могут быть совсем простые вопросы.

Как уже говорилось, ребенок прочитанное пропускает через игру. Поэтому хорошо будет книгу инсценировать, играть в нее. Можно поставить спектакль, особенно этот способ хорош для малышей: сказки коротенькие, они с успехом разыгрываются даже на игрушках без дополнительного реквизита. С более старшими детьми можно придумывать игры на основе книги. Например, сделать настольную игру или карту Волшебной страны Оз в случае с «Волшебником Изумрудного города». По следам Мулле Мекка можно сделать автомобиль из конструктора, а по книге «Аля, Кляксич и буква А» изучать буквы. Старайтесь найти книге практическое воплощение, чтобы ребенок «пропустил ее через руки», так как у маленьких детей память в основном моторная.

Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. А дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам. Для начала придумывайте другой конец у знакомой сказки. Например, что будет, если Лиса не съест колобка. Затем придумывайте новые сказки со старыми героями. Например, новые приключения Колобка. Или попробуйте сказку взять старую, а героев – новых. И высший пилотаж – новая история с новыми героями.

При таком подходе «прочитанных и прожитых» книг у детей раннего возраста не может быть много. В 2-3 года это буквально 1 новая книга в месяц. Да и дети в этом возрасте часто отказываются от нового, круг за кругом прося читать старое. Это такой этап в развитии, нужно дать возможность ребенку его прожить. Поэтому важно читать книги по возрасту, не опережая время. Фразы «в три года мой ребенок слушает длинные произведения» и «мы прочитали всю нашу библиотеку» ни о чем не говорят. Слушает, да. Но понимает ли? Помнит ли? Сопереживает?

Главная задача родителя – сформировать творческое чтение, творческое восприятие. Смысл творческого восприятия - это путь, ведущий через образную систему художественного произведения, к душе ребенка, это расширение опыта его жизнедеятельности за счет опыта и судеб литературных персонажей, это развитие креативных способностей, это погружение во внутренний мир людей и их взаимоотношения. В индивидуальном плане это творческая самореализация личности читателя, стимулирующая потребность общения с книгой. При таком подходе проблема «нечитающего» ребенка решается сама собой. Мы формируем потребность читать. А это уже очень много.

Статья подготовлена с использованием книги Тихомировой И.И. «Психология детского чтения от «А» до «Я».

Читать по теме:

Библиотека малыша 1-2 года

Библиотека малыша 2-3 года

Библиотека малыша 3-4 года

Комментарии  

0 # Марина 28.01.2016 13:04
Статья заставляет задуматься. Сочинять истории и лепить героев мы начали уже давно, но кое-что всё же было новым для меня. Спасибо)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Светлана Мизюкина 29.01.2016 13:30
Пожалуйста)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить